Прошло всего два десятилетия, и пластик обвинили во
всех смертных грехах. И выглядит он слишком дешево, и стареет совсем
некрасиво, в отличие, например, от дерева, и воздух сквозь него не
проходит, и планету засоряет своими отходами, но самое страшное — когда
он горит: от удушливых паров гибнет все живое. Обвинения были
серьезными, и пластик на время сильно потерял в популярности, но только
на время — ведь мы так к нему привыкли, что уже и не представляем свою
жизнь без полиэтиленовых пакетов, полипропиленовых бутылок для воды и
поликарбонатных CD-дисков.
Что же произошло за последние годы? Ученые взялись
за воспитание полимеров, и те из агрессивных чужаков превратились, ну…
не в добрых друзей, но в хороших приятелей. Теперь многие из них «умеют
дышать», выделяют минимум канцерогенов при горении и приучены к
«ресайлингу», то есть к повторной утилизации. Самыми мирными и
безопасными признаны уже упоминавшиеся полиэтилен, полипропилен и
поликарбонат. Но не только безопасностью объясняется вновь растущий
интерес к пластику. Пластиковые предметы неожиданно приобрели
собственную эстетическую ценность. Отказавшись от «дешевого вида»,
дизайнеры пошли двумя путями: во-первых, начали имитировать с помощью
синтетических материй дорогие породы дерева, мрамор и гранит, а
во-вторых, доказали, что пластик сам по себе может быть необычайно
красивым — очень ярким, фактурным, шелковистым, прозрачным, с
поверхностью, которую так и хочется потрогать… Второй путь оказался
самым перспективным: в 2005 уже не пластик прикидывается натуральным,
вечно ценным материалом, а дерево или металл красят под него или
покрывают им, стремясь соединить надежность старых материалов и
нарядность новых. Кстати, в деле реабилитации пластика огромную роль
сыграл всем известный Филипп Старк (куда ж без него!): он выпустил
целую коллекцию стульев и кресел из прозрачного поликарбоната,
созданную по мотивам старинных моделей XVIII и XIX веков. Получилось и
нашим, и вашим: поклонники классики узнают знакомый силуэт, любители
современности наслаждаются новым содержанием.
Семейство пластиков пополнилось очень достойными
образцами — ведь не секрет, что никто не изобретает химических формул
ради оригинальной фишки в интерьере — все новые многообещающие полимеры
пришли в мебельный дизайн из других, более солидных областей, на
развитие которых тратятся большие деньги. Так, интригующий техногель,
идущий на сиденья шезлонгов и кресел (мягкий, теплый, сохраняющий на
некоторое время отпечаток вашего тела), первоначально использовался
только в медицине. Оборонка поделилась кевларовой сеткой, созданной в
1965 году компанией DuPont, — из нее делают бронежилеты, поскольку она
в сотни раз прочнее стальной пластины. Автомобильная индустрия подарила
интерьеру поликарбонат (из него делают автомобильные фары), а также
плексиглас (он же акрил или перспекс). Из строительства, благодаря
дизайнеру Арику Леви, пришел термо- и звукоизолирующий алюкобонд,
состоящий из композитных полиэтиленовых панелей и алюминиевой фольги.
Наконец, дизайнеры увлеклись экстремальными видами спорта и вынесли
оттуда углеволокно(карбон) и неопрен. Без первого не могут обойтись
гонщики и летчики, а без второго — дайверы. Между производителями
мебели и других полезных вещей (самолетов, машин и пароходов) назрела
серьезная конкуренция. Так, поклонники дизайнера Марселя Вандерса в
2005 году стоят в очереди на стул, сплетенный из карбонового волокна:
сплести-то его раз плюнуть, вот только некий частный авиаконцерн скупил
все европейские запасы карбона… Впрочем, истинные любители прогресса
готовы ждать этот стул столько, сколько понадобится, и это ли не яркое
подтверждение тому, что пластик и теперь живее всех живых?!
|